ШРИФТ
Цвет
Изображение
НАСТРОЙКИ
Звук
ОБЫЧНАЯ ВЕРСИЯ

Забайкальский Государственный Университет

АбитуриентуСтудентуАспирантуНовости
Меню
Цвет шрифта и фона
ЦВЕТ КНОПОК И ССЫЛОК
РАССТОЯНИЕ МЕЖДУ СТРОК
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ШРИФТ

Научно-исследовательская лаборатория экологического образования

Научно-исследовательская лаборатория экологического образования была создана в 1994 г. и работала под руководством Горлачёва Валерия Павловича (доктора педагогических наук, профессора, профессора кафедры экологии, экологического и химического образования), с 2006 г. и по настоящее время лабораторией руководит Игумнова Екатерина Александровна (доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики).

По проблемам экологического образования защищены ряд кандидатских и две докторские диссертации: В. П. Горлачёвым (2005 г.) по теме: «Формирование экологической культуры личности в образовательном процессе: региональный аспект» (по специальности 13.00.01) и Е. А. Игумновой (2013 г.) по теме: «Экологическое образование школьников в региональном образовательном пространстве (естественнонаучная предметная область)» (по специальности 13.00.02).

Более чем за четверть века в рамках деятельности лаборатории много талантливых исследователей внесли вклад в исследование и развитие системы экологического образования, сохранение природного наследия Забайкальского края, среди активных сотрудников-энтузиастов: Ковалёнок Н. В. (социально-экологическое направление), Лаврентьева Н. Г. (экологическое образование дошкольников), Анудариева Д. Ц., Наранова Л. В., Сычёва О. А., Филинов А. В., Кривенкова И. Ф., Леснянская Ж. А. (экологическое образование школьников), Золотарёва Л. Н., Матвеева Л. Г., Филиппов В. Г., Бальжинимаева С. И. (агроэкологическое направление), Попова О. А., Уманская Н. В., Якимова Е. П., Якушевская Е. Б., Гилёва М. В. (экологическое образование по проблеме сохранения растительного мира), Бутько Е. В., Гордеев С. Ю., Заплетнюк Г. А., Корсун О. В., Руденко Ю. Т. (экологические исследования и проблемы охраны природы Забайкальского края), а также сообщество педагогов Забайкальского края.

При выполнении исследований члены лаборатории экологического образования создают временные творческие коллективы по решаемым социально-экологическим проблемам, сотрудничая с представителями социальных партнёров, среди которых:

Лаборатория сотрудничает с Научным советом по проблемам экологического образования при Президиуме РАО, Бурятским государственным университетом им. Доржи Банзарова. 

Основные направления деятельности сотрудников лаборатории:

Научными предпосылками проводимых исследований в 2016-2021 гг. стали предыдущие научные результаты деятельности лаборатории:

Под научным руководством Е. А. Игумновой инициированы и осуществлены инновационные проекты сетевого профессионального сообщества по формированию созидательной активности обучающихся в детских объединениях: 

Основные научные результаты за 2016-2021 гг.:

Сотрудники лаборатории стали научными консультантами проекта «Забайкальские сады Победы», заявленного Забайкальским краевым Попечительским советом в сфере образования, который стал победителем Фонда президентских грантов по направлению «Сохранение исторической памяти» в 2020 г. На протяжении 2020-2021 г. была организована поисковая работа и проведена серия мероприятий экологического и патриотического характера на базе лучших трёх агрошкол Забайкальского края: Единенской Оловяннинского района, Беклемишевской Читинского района, Нарын-Талачинской Карымского района, созданы книги Памяти.

При взаимодействии с научно-исследовательскими лабораториями Забайкальского государственного университета были апробированы и введены в образовательную практику:

В 2021 г. под руководством сотрудников лаборатории совместно с научным обществом студентов ППФ был разработан и успешно реализован региональный онлайн-экостартап «#Мусор.нЭт.#Экология.дА»какинновационная форма экологического воспитания для подростков, проводимый в онлайн-режиме в сочетании с очным выполнением заданий в форме индивидуального соревнования в течение месяца, содействующий воспитанию культуры устойчивого развития и мотивирующий подростков к созидательной деятельности экологического характера дома и в школе.

Результаты научных природоохранных проектов лаборатории, выполненные с широким кругом социальных партнёров, завершившихся созданием новых ООПТ – региональных заказников: 

Продолжается работа по созданию новых ООПТ – региональных заказников: 

Результаты научных исследований были представлены на научно-практических конференциях и семинарах различного уровня, проходивших в разных городах (г. Москва, г. Томск, г. Чита и др.):

Результаты научных исследований, проводимых членами лаборатории, широко внедряютсяв образовательный процесс образовательных организаций Забайкальского края посредством разработки новых учебных курсов, электронного образовательного Интернет-ресурса «Забайкалье великолепно», учебных пособий и методических рекомендаций.

Публикации: Результаты исследований отражены в ряде публикаций (монографии, учебные пособия), а также широко представлены в научных статьях в рецензируемых изданиях ВАК (журналы: «Биология в школе», «География в школе», «Экология и жизнь», «Гуманитарный вектор», «Учёные записки ЗабГУ», «Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского» и др.), журналах базы Scopus, Web of Science и др.

Дата составления информации: 03.02.2022