Научно-исследовательская лаборатория воспитания и социализации личности
«Воспитание и социализация личности»
Руководитель лаборатории – д.п.н., профессор А.В. Рогова, основатель научной школы «Становление человека культуры в процессах воспитания и профессиональной подготовки: история и современность», Заслуженный учитель Российской Федерации, почётный член Российской Академии Естествознания, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации.
Лаборатория«Воспитание и социализация личности» была создана решением Ученого Совета ЗабГГПУ им. Н.Г. Чернышевского от 06.05.2004 г. с целью содействия повышению качества воспитания подрастающего поколения Забайкальского края, создания оптимальных условий для социализации личности на основе изучения реального состояния проблемы, разработки научно-практических проектов и рекомендаций.
Необходимость создания лаборатории обусловлена целым рядом социально-педагогических причин и в частности актуальностью в исследовании проблем воспитания и социализации, обострившихся в современной России в связи со сменой политической и социокультурных парадигм.
Смена методологических и процессуально-технологических подходов к воспитанию и социализации личности требует обновления содержания и технологий воспитания на основе продуктивного использования идей предыдущего отечественного опыта, адаптации достижений мирового сообщества и разработки новых подходов к решению проблем с учетом конкретной социокультурной ситуации в Забайкальском крае.
Решение проблем воспитания и социализации личности закономерно предполагает исследование следующих аспектов социокультурного становления личности:
- проблемы человека как базовой ценности, его целостности, выявление соотношения и роли структур личности в процессе её формирования как субъекта государства, общества и культуры;
- становление гражданских, правовых, ценностно-мировоззренческих, духовно-нравственных ориентаций личности;
- самоидентификация, самоопределение личности;
- развитие диалогических качеств личности, готовности к пониманию и принятию позиций других людей, межкультурной коммуникации, эмпатии, толерантности;
- художественно-эстетическое воспитание личности, развитие эмоционально-ценностных отношений;
- воспитание позитивной направленности в процессе самоутверждения и самоактуализации в различных видах деятельности, креативного отношения к действительности;
- развитие способности к конструктивным социальным взаимоотношениям, гибкости в межличностных отношениях, социокультурной компетентности, сотрудничеству с другими людьми на основе взаимоуважения и ненасилия;
- воспитание потребности в полноценном и социально значимом образе жизни, саморазвитии и самоусовершенствовании.
Основные направления работы лаборатории:
1. Научное исследование общетеоретических проблем воспитания и социализации личности, общего и особенного в национальных системах воспитания личности; проблем и условий инкультурации личности; оптимальных условий социализации личности в её интересах, интересах государства, общества.
2. Изучение возможностей образовательного процесса в воспитании и социализации личности.
3. Анализ, прогнозирование содержания и направлений региональной политики в области воспитания и социализации личности; участие в разработке её концептуальных основ.
4. Участие в разработке материалов гуманитарных экспертиз в области воспитания, их осуществлении, анализе результатов, подготовке заключений и рекомендаций.
5. Обобщение позитивного опыта в области воспитания и социализации личности и содействие его творческой реализации в практике образовательных организаций края; пропаганда инноваций в сфере теории и практики воспитания и социализации личности.
6. Организация педагогического просвещения родителей, общественности по вопросам воспитания и социализации личности.
7. Приобщение студентов педагогического университета к научно-исследовательской и практической работе в области воспитания и социализации личности.
В 2016 г. под руководством д.п.н., профессором А.В. Роговой лаборатория победила в конкурсе грантов ЗабГУ и осуществляла научно-исследовательскую работу по проекту: «Рецепция историко-педагогических идей взаимосвязи культуры и воспитания в современной практике подготовки специалистов высшего образования» (Грант № 201-Гр).
Результаты исследования:
I. Статьи, опубликованные в высокорейтинговых российских и зарубежных журналах, включенных в базы данных Webofscience и Scopus
1. Irina V. Rudenko, Klavdiya G. Erdyneeva, Leonid V. Blinov, Lyubov N. Blinova, Antonina V. Rogova, Mariya N. Akhmetova, Ilya Z. Sosnovsky & Lyudmila A. Ulyanchenko. Designing and Realization of Continuing Professional Development of Teachers Arranging Supplementary Education // Eurasian Journal of Analytical Chemistry Volume 11, Issue 1 (February 2016) Research Article - pp. 29-38 - DOI: 0.12973/ejac.2016. 119a (Scopus).
2. Irina A. Zaraychenko, Aleksey I. Shinkevich , Mikhail Y. Shvetsov, Klavdiya G. Erdyneyeva, Lidiya A. Bordonskaya, Aleksandra E. Persidskaya, Sofya A. Rozhkova, Aleksandr A. Afanasyev (2016). Innovation Networks Modeling Within the Concept of Open Innovations // International Journal of Economics and Financial, Vol 6, Issue 1, 192-198 (Scopus).
II. Статьи, опубликованные в высокорейтинговых российских и зарубежных журналах, включенных в базу данных РИНЦ
Журналы, рецензируемые ВАК
1. Рогова А.В. Воспитание человека культуры: формирование традиции в разработке проблемы взаимосвязи культуры и воспитания // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2016. № 5, С. 21-28.
2. Бакланов А.В. Телекоммуникационные проекты как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся подросткового возраста // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки (в печати) (аспирант)
3. Нестерова Т.А. Технология модерации как средство профессиональной социализации студентов в процессе обучения иностранному языку// Школа Будущего. №5, 2016 (в печати) (аспирант)
4. Дылгырова Р.Д. Поиск и постижение смыслов в процессе гуманитаризации образования // Школа Будущего. №5, 2016. (в печати) (аспирант)
5. Нестерова Т.А. Формирование межкультурной компетенции как фактора социализации личности: из опыта работы с монгольскими студентами // Среднее профессиональное образование. 2017. №1. (в печати) (аспирант)
Журналы РИНЦ
1. Вейнер А.В. Идея взаимосвязи культуры и воспитания: история и современность // Постулат. № 12. 2016. Электронный журнал. URL: http://e-postulat.ru/index.php/Postulat/article/view/306/324 (студентка гр. НО-15)
2. Кокоулина Н.С. Социальное партнёрство как средство организации социальных практик в современной школе Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 5 (май). – С. 106–112. – URL: http://e-koncept.ru/2016/16102.htm (студентка гр. СПРм-14).
III. Участие в конференциях, школах-семинарах, семинарах, симпозиумах, выставках и т.п.
1. Рогова А.В. Вклад В.Я. Стоюнина в разработку проблемы идеала воспитания в отечественной педагогике II половины XIX – начала XX вв. // В.Я. Стоюнин – видный отечественный просветитель, ученый-педагог и методист-словесник: материалы научных трудов Всероссийской науч.-практич. конф. с междунар. участием / под общ. ред. М.В. Богуславского. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». 2016. С. 29–36. РИНЦ
2. Рогова А.В. Социокультурные контексты курса истории педагогики // Учитель и его формирование: исторический опыт передачи образования и культуры: сб. науч. тр. Междунар. науч.-практич. конф. – XXXI сессии науч. совета по проблемам истории образования и пед. науки Рос. акад. образования. Тверь, 6-7 июня 2016 г. / под общ. науч. ред. чл.-кор. РАО, д-ра пед. наук, проф. М.В. Богуславского. Волгоград: Изд-во «Отрок», 2016. С. 51– 56.
3. Рогова А.В. Воспитание человека культуры: формирование традиции в разработке проблемы взаимосвязи культуры и воспитания // Научно-педагогическая школа академика Е.В. Бондаревской в развитии образования Юга России» Всероссийская науч.-практич. конф. с междунар. участием 22 января 2016 г. (доклад).
4. Леонтьева О.В. Особенности проведения практики у студентов по направлению «Педагогическое образование», профиль «Технология и экономика» // Материалы VII Международной научно-практической конференции, 26-27 ноября 2015 года «Инновационные технологии в технике и образовании»: сб. ст. /отв. ред. М.И. Мелихова – Чита: ЗабГУ, 2016. – С. 107-111. (0,5 п.л.).
5. Гайдай П.В. Роль русской эмиграции в Китае в сохранении и трансляции традиций отечественного музыкального образования // История музыкального образования: новые исследования: материалы международного семинара пятой сессии Научного совета по проблемам истории музыкального образования: Москва; Пермь, 2016. – С.40 – 47.
6. Гайдай П.В. Особенности развития исполнительского внимания учащихся в процессе обучения игре на фортепиано // Теоретические и прикладные аспекты образования в сфере культуры и искусства Забайкальского края: материалы I Краевой научно-практической конференции (Чита, 31 октября - 1 ноября 2016) (доклад, диплом за лучший доклад).
7. Дылгырова Р.Д. Смыслообразование в контексте метапредметного подхода в современном образовании // Актуальные проблемы современных педагогических исследований: сб.науч.статей Всерос.науч.-практ.конф.20-23 апреля 2016г. / И.В.Гладкая, Ю.С. Матросова и др. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2016. 348с. (аспирант А.В. Роговой)
8. Дылгырова Р.Д. Практические аспекты реализации идеи смыслообразования // Актуальность и единство воспитания и обучения в образовательной деятельности: педагогические стратегии и технологические решения: материалы Третьих Забайкальских региональных педагогических чтений / Под редакцией Г.И. Зимирева. Часть I. Чита: Изд-во ИРО Забайкальского края, 2016 г. С. 49– 54.
9. Нестерова Т.А. Роль информационно-коммуникационных технологий в социализации студентов педагогического колледжа // Актуальность и единство воспитания и обучения в образовательной деятельности: педагогические стратегии и технологические решения: материалы Третьих Забайкальских региональных педагогических чтений / Под редакцией Г.И. Зимирева. Часть I. Чита: Изд-во ИРО Забайкальского края, 2016 г. С. 64–68.
10. Бакланов А.В. Использование телекоммуникационного проекта как современного метода обучения в информационном образовательном пространстве // Труды 13-й Международной научно-практической Интернет-конференции «Преподаватель высшей школы в XXI веке». Сборник 13. – Ростов н/Д: Рост. гос. ун-т путей сообщения, 2016. – С. 139-144.
11. Бакланов А.В. Использование проектных технологий в современном образовании: история и современность // Новые педагогические технологии: Материалы XXVI Международной научно-практической конференции (20.04.2016) – М.: Издательство «Спутник +», 2016. – С. 5-10. РИНЦ (аспирант А.В. Роговой)
12. Рожкова С.А. Диагностика креативности младших школьников на основе теста П. Торренса: сравнительный анализ // Зажги свою звезду: сб. материалов XI Международной научно-практической конференции молодых ученых / Научный ред. С.П. Акутина; Центр научной мысли. 2016. С. 48-52.
13. Овчаренко А.В. Формирование нравственно-этической ориентации в начальной школе // Актуальность и единство воспитания и обучения в образовательной деятельности: педагогические стратегии и технологические решения: материалы Третьих Забайкальских региональных педагогических чтений / Под редакцией Г.И. Зимирева. Часть I. Чита: Изд-во ИРО Забайкальского края, 2016 г. С. 68–70.
14. Гусарова В.Е. Педагогическая поддержка процесса духовно-нравственного воспитания младшего школьника // Актуальность и единство воспитания и обучения в образовательной деятельности: педагогические стратегии и технологические решения: материалы Третьих Забайкальских региональных педагогических чтений / Под редакцией Г.И. Зимирева. Часть II. Чита: Изд-во ИРО Забайкальского края, 2016 г. С. 9–13.
15. Куликова К.В. Аксиологические основания духовно – нравственного воспитания / материалы международной научно-практической конференции молодых исследователей (XLIII научно-практическая конференция молодых исследователей в ЗабГУ) в рамках «Межрегионального студенческого конвента «Молодежная научная весна: молодая наука ЗабГУ на научной карте Байкальского региона и Дальнего Востока РФ» (21-26 марта 2016 г.). С. 43–45. (студентка гр. НО-13).
16. Ванюшина Н.С., Осколькова Л.А. Исследование отношения подростков к социально значимой деятельности // Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 22 янв. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — С. 304–310.
IV. Монографии и учебные пособия, опубликованные по результатам исследований
Монографии
1. Эрдынеева К.Г., Рогова А.В., Улзытуева А.И., Игумнова Е.А., Радецкая И.В., Попова Н.Н., Попова Р.Э., Ульзутуева О.Д., Сысоева Ю.Ю., Лысикова Т.С. // Актуальные проблемы образования: вызовы и тенденции: коллективная монография / под ред . Т.К. Клименко. Забайкал. гос. ун-т. Чита: ЗабГУ, 2016. 345 с.
2. Модернизация профессионального образования: монография / М.И. Мелихова [и др.]; Забайкал. гос. ун-т. – Чита: ЗабГУ, 2016. Леонтьева О.В. Раздел: Формирование эстетической культуры личности как социально необходимая ценность профессиональной подготовки будущего учителя С. 83-117. (2/13 п.л.) (Леонтьева О.В. – студентка ДНВм -14, директор МП- Рогова А.В.).
3. Гайдай П.В. Фортепианная культура Китая: пути становления национальной школы: монография / П.В. Гайдай; Забайкал. гос. ун-т. – Чита: ЗабГУ, 2016. – 194 с. (11, 3 п.л.) (Гайдай П.В. – студентка ДНВм -14, директор МП- Рогова А.В.).
Учебные пособия
1.Эрдынеева К.Г., Клименко Т.К., Рогова А.В., Жеребятникова Г.В. Кросс-культура как социокультурный феномен. Учебное пособие для студентов высш. и сред. учебных заведений / К.Г. Эрдынеева, Т.К. Клименко, А.В. Рогова, Г.В. Жеребятникова. Забайкал. гос. ун-т. – Чита, 2016. – 179 с. (в печати)
2. Рогова А.В. История педагогики и образования: учеб. пособие / А.В. Рогова, Ю.Ю. Сысоева – Чита: ЗабГУ, 2016. – 280 с. (в печати)
3. Психолого-педагогические основы подготовки культурной элиты в системе непрерывного образования : учеб. пособие / Персидская А. Е., Попова Н. Н., Сысоева Ю. Ю. – Чита: ЗабГУ, 2015. - 125 с.
Учебно-методические пособия
1. Леонтьева О.В. Педагогическая практика: учеб.-метод. материалы / Забайкал. гос. ун-т ; О.В. Леонтьева, А.С. Нефёдова, А.В. Шевкун. – Чита: ЗабГУ, 2016. – 121 с. (7 п.л.).
2. Гайдай П.В., Гайдай С.Н. Развитие музыкальной памяти и внимания в процессе обучения игре на фортепиано: учебно-методическое пособие /П.В. Гайдай, С.Н. Гайдай; Забайкал. гос. ун-т. – Чита: ЗабГУ, 2016. – 114 с. (6,6 п.л.).
V. Новые подготовленные и читаемые курсы по результатам исследования
1. Становление духовно-нравственной культуры личности в научной и религиозной парадигмах (МП «Духовно-нравственное воспитание»).
2. Педагогическая антропология (МП «Духовно-нравственное воспитание»).
3. Духовно-нравственное воспитание: историко-педагогический аспект (МП «Духовно-нравственное воспитание»).
4. Образование как сфера созидания человека (МП «Духовно-нравственное воспитание»).
5. Педагогические технологии в духовно-нравственном воспитании (МП «Духовно-нравственное воспитание»).
6. Психолого-педагогические методы изучения духовно-нравственного развития личности (МП «Духовно-нравственное воспитание»).
7. Нормативно-правовое обеспечение государственной политики в области духовно-нравственного воспитания (МП «Духовно-нравственное воспитание»).
8. Профессиональная деятельность педагога в области духовно-нравственного воспитания (МП «Духовно-нравственное воспитание»).
9. Основы родительской педагогики в духовно-нравственном воспитании (МП «Духовно-нравственное воспитание»).
10. Роль искусства в духовно-нравственном воспитании (МП «Духовно-нравственное воспитание»).
11. Духовно-психологическая безопасность личности (МП «Духовно-нравственное воспитание»).
12. Воспитание культурной элиты как фактор духовно-нравственного воспитания (МП «Духовно-нравственное воспитание»).
13. Педагогика параллельного действия в духовно-нравственном развитии личности (МП «Духовно-нравственное воспитание»).
14. Духовно-нравственные аспекты воспитания одарённой личности (МП «Духовно-нравственное воспитание»).
15. Экологическая культура как компонент духовно-нравственного развития личности (МП «Духовно-нравственное воспитание»).
16. История зарубежной и отечественной педагогики (МП «Социально-педагогическая работа в образовательных организациях», МП «Педагогика и психология образования», МП «Высшее образование»).
Результаты научных исследований, проводимых членами лаборатории, широко внедряются в образовательный процесс вуза и образовательных организаций края: читаются новые курсы, изданы учебные пособия, монографии по ряду дисциплин.
Лаборатория сотрудничает с кафедрами педагогики ФГБОУ ВО «РГПУ им. А.И. Герцена» (г. С.-Петербург), ФГАОУ ВО «ЮФУ», ФГБОУ ВО «НовГУ им. Я. Мудрого» (г. Великий Новгород), ФГБОУ ВО «ТГГУ» (г. Хабаровск).