ШРИФТ
Цвет
Изображение
НАСТРОЙКИ
Звук
ОБЫЧНАЯ ВЕРСИЯ

Забайкальский Государственный Университет

Абитуриенту Студенту Аспиранту Новости
Меню
Цвет шрифта и фона
ЦВЕТ КНОПОК И ССЫЛОК
РАССТОЯНИЕ МЕЖДУ СТРОК
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ШРИФТ

Научно-исследовательская лаборатория экологического образования

Научно-исследовательская лаборатория экологического образования была создана в 1994 г. и работала под руководством Горлачёва Валерия Павловича (доктора педагогических наук, профессора, профессора кафедры экологии, экологического и химического образования), с 2006 г. и по настоящее время лабораторией руководит Игумнова Екатерина Александровна (доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики).

По проблемам экологического образования защищены ряд кандидатских и две докторские диссертации: В. П. Горлачёвым (2005 г.) по теме: «Формирование экологической культуры личности в образовательном процессе: региональный аспект» (по специальности 13.00.01) и Е. А. Игумновой (2013 г.) по теме: «Экологическое образование школьников в региональном образовательном пространстве (естественнонаучная предметная область)» (по специальности 13.00.02).

Более чем за четверть века в рамках деятельности лаборатории много талантливых исследователей внесли вклад в исследование и развитие системы экологического образования, сохранение природного наследия Забайкальского края, среди активных сотрудников-энтузиастов: Ковалёнок Н. В. (социально-экологическое направление), Лаврентьева Н. Г. (экологическое образование дошкольников), Анудариева Д. Ц., Наранова Л. В., Сычёва О. А., Филинов А. В., Кривенкова И. Ф., Леснянская Ж. А. (экологическое образование школьников), Золотарёва Л. Н., Матвеева Л. Г., Филиппов В. Г., Бальжинимаева С. И. (агроэкологическое направление), Попова О. А., Уманская Н. В., Якимова Е. П., Якушевская Е. Б., Гилёва М. В. (экологическое образование по проблеме сохранения растительного мира), Бутько Е. В., Гордеев С. Ю., Заплетнюк Г. А., Корсун О. В., Руденко Ю. Т. (экологические исследования и проблемы охраны природы Забайкальского края), а также сообщество педагогов Забайкальского края.

При выполнении исследований члены лаборатории экологического образования создают временные творческие коллективы по решаемым социально-экологическим проблемам, сотрудничая с представителями социальных партнёров, среди которых:

  • Институт природных ресурсов, экологии и криологии СО РАН;

  • Министерство образования и науки Забайкальского края;

  • Министерство природных ресурсов Забайкальского края;

  • ФГБУ «Государственный природный биосферный заповедник «Даурский»;

  • ФГБУ «Сохондинский государственный природный биосферный заповедник»;

  • ФГБУ «Национальный парк «Алханай»;

  • филиал ФБУ «Рослесозащита» – «Центр защиты леса Забайкальского края»;

  • ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края»;

  • ГОУ ДОД «Забайкальский детско-юношеский центр»;

  • Государственное казенное учреждение «Дирекция особо охраняемых природных территорий Забайкальского края»;

  • Государственное учреждение «Забайкальский ботанический сад»;

  • ГУК «Забайкальский краевой краеведческий музей им. А. К. Кузнецова»;

  • Забайкальское региональное отделение Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество»;

  • образовательные организации г. Читы и Забайкальского края. 

Лаборатория сотрудничает с Научным советом по проблемам экологического образования при Президиуме РАО, Бурятским государственным университетом им. Доржи Банзарова. 

Основные направления деятельности сотрудников лаборатории:

  • Проектирование системы непрерывного экологического образования в регионе (теоретико-методологические, нормативно-правовые, управленческие, кадровые, методические, технологические и другие аспекты);

  • Разработка научно-методического обеспечения (учебников, учебных пособий для образовательных учреждений) для организации процесса экологического образования с учётом региональной специфики;

  • Консультирование и руководство опытно-экспериментальной деятельностью в образовательных организациях региона, включая сетевые проекты;

  • Апробация современных образовательных технологий в экологическом образовании, включая эколого-психологический тренинг, квест-технологию, технологию учебных вопросов и др.;

  • Исследование биологического и ландшафтного разнообразия в условиях трансграничья и адаптация научного знания по проблеме его сохранения к образовательному процессу;

  • Экологическое обоснование особо охраняемых природных территорий и проведение экологической экспертизы документов на создание ООПТ;

  • Организация экспедиционных исследований по изучению биологического и ландшафтного разнообразия, в т.ч. в глобальных экорегионах;

  • Проведение научно-практических конференций, семинаров, публичных слушаний по проблемам экологии и экологического образования;

  • Эковолонтёрство и экологическое просвещение.

Научными предпосылками проводимых исследований в 2016-2021 гг. стали предыдущие научные результаты деятельности лаборатории:

  • выявлены закономерности формирования содержания, форм и методов экологического образования с учётом социоприродного окружения;

  • разработана концепция, модель и варианты реализации методической системы экологического образования в региональном образовательном пространстве;

  • разработана модель формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся начальных классов в интегрированном курсе «Забайкаловедение»;

  • обоснована возможность применения технологической карты образовательного квеста в экологическом образовании;

  • исследованы ключевые проблемы сохранения биологического разнообразия в условиях резко континентального климата;

  • выявлен ряд особенностей и факторов, определяющих специфику экологической безопасности в условиях трансграничья, способствующий определению значимых приоритетов формирования региональной и государственной экологической политики и формированию эффективной сети ООПТ;

  • обоснованы научные материалы для Перечня объектов животного мира, занесённых в Красную книгу Забайкальского края;

  • спроектировано Экологическое обоснование создания памятника природы регионального значения «Красная горка» на территории г. Читы;

  • исследована территория Газимуро-Заводского района, подготовлено экологическое обоснование ООТП и создан региональный заказник «Реликтовые дубы»;

  • осуществлён научно-образовательный проект «Энциклопедия Забайкалья: Природное наследие». 

Под научным руководством Е. А. Игумновой инициированы и осуществлены инновационные проекты сетевого профессионального сообщества по формированию созидательной активности обучающихся в детских объединениях: 

  • статус «Городская проектная площадка МБУ ДО «Центр детско-юношеского туризма и краеведения» по реализации инновационного проекта «Формирование созидательной активности обучающихся в школьном лесничестве в городском образовательном пространстве в детском объединении «Лесная страна» на базе МБОУ «СОШ № 25» г. Читы (2013-2016 гг.);

  • статус «Городская проектная площадка МБОУ «СОШ № 25» г. Читы» по реализации инновационного проекта «Формирование созидательной активности обучающихся в школьном лесничестве в городском образовательном пространстве на базе детского объединения «Лесная страна» (2015-2018 гг.);

  • региональный инновационный проект «Формирование созидательной активности обучающихся в детских объединениях экологической направленности в региональном образовательном пространстве» (2014-2018 гг.) (победитель (1 место) Забайкальского образовательного форума-2014, г. Чита). 

Основные научные результаты за 2016-2021 гг.:

  • разработана технология проведения экологической акции в условиях открытого образовательного пространства как эколого-патриотического регионального проекта с высоким социальным эффектом на основе анализа многолетней апробации и введения в региональное образовательное пространство региональной экологической акции «Охранять природу – значит любить Родину!» (Игумнова Е. А., Горлачёв В. П., Корсун О. В., 2017);

  • выявлены и обоснованы закономерности развития созидательной активности обучающихся в детских объединениях – школьных лесничествах (Игумнова Е. А., Сорока И. Ю., 2013-2018 гг.);

  • обобщён опыт по реализации патриотического потенциала деятельности школьных лесничеств (под руководством Игумновой Е. А., 2013-2018 гг.);

  • теоретически обосновано проектирование программ повышения квалификации педагогов на основе профессиональных задач, варианты которых разработаны и внедрены в практику дополнительного профессионального образования (дополнительные профессиональные программы повышения квалификации педагогов: «Тьюторское сопровождение учащихся, проявивших способности к естественнонаучной деятельности, в детских объединениях и во внеурочной деятельности» (Игумнова Е. А., Рацина В. Н.) и «Интеграция дополнительного образования естественнонаучной направленности и общего образования в условиях реализации ФГОС (в рамках сетевого инновационного проекта «Формирование созидательной активности обучающихся в детских объединениях естественнонаучной направленности в региональном образовательном пространстве» (Игумнова Е. А., Рацина В. Н., Варфоломеева О. Г., Сорока И. Ю.);

  • обоснована и разработана концепция программы интегрированного курса «Забайкаловедение» для основной школы (Игумнова Е. А.) (2017 г.), на основе которой творческими авторскими коллективами учёных ЗабГУ, методистов ИРО Забайкальского края и педагогов региона разработаны и внедрены модульные программы и учебные пособия для общеобразовательных организаций (2018-2021 гг.);

  • обоснованы научные материалы для Перечня объектов растительного мира, занесённых в Красную книгу растений Забайкальского края (ответственный исполнитель: Корсун О. В.) (2017 г.);

  • постоянно действует и содержательно наполняется новыми информационными, иллюстративными и научно-методическими материалами с целью организации интерактивного профессионального взаимодействия со студентами, учителями и учёными электронный образовательный ресурс – веб-сайт «Биологическое разнообразие Забайкалья» (автор: Корсун О. В.) (2004-2021 гг.);

  • организуются для педагогов полевые практикумы совместно с Институтом развития образования Забайкальского края. 

Сотрудники лаборатории стали научными консультантами проекта «Забайкальские сады Победы», заявленного Забайкальским краевым Попечительским советом в сфере образования, который стал победителем Фонда президентских грантов по направлению «Сохранение исторической памяти» в 2020 г. На протяжении 2020-2021 г. была организована поисковая работа и проведена серия мероприятий экологического и патриотического характера на базе лучших трёх агрошкол Забайкальского края: Единенской Оловяннинского района, Беклемишевской Читинского района, Нарын-Талачинской Карымского района, созданы книги Памяти.

При взаимодействии с научно-исследовательскими лабораториями Забайкальского государственного университета были апробированы и введены в образовательную практику:

  • образовательные интегрированные события различного формата в рамках Фестиваля науки в Забайкальском крае (руководитель лаборатории по проблемам высшей школы: Л. А. Бордонская);

  • электронный образовательный ресурс для проведения школьного мониторинга загрязнённости воздуха по угарному газу в рамках реализации образовательной части международного проекта «Жизнеспособность подростков в условиях экологических и социально-экономических вызовов: исследование в рамках нескольких систем» (2019-2020 гг.)» (России – ЮАР), (руководитель лаборатории региональных исследований психики: Сараева Н. М.; руководитель лаборатории междисциплинарных исследований развития человека в образовательной среде: Эрдынеева К. Г.). 

В 2021 г. под руководством сотрудников лаборатории совместно с научным обществом студентов ППФ был разработан и успешно реализован региональный онлайн-экостартап «#Мусор.нЭт.#Экология.дА»какинновационная форма экологического воспитания для подростков, проводимый в онлайн-режиме в сочетании с очным выполнением заданий в форме индивидуального соревнования в течение месяца, содействующий воспитанию культуры устойчивого развития и мотивирующий подростков к созидательной деятельности экологического характера дома и в школе.

Результаты научных природоохранных проектов лаборатории, выполненные с широким кругом социальных партнёров, завершившихся созданием новых ООПТ – региональных заказников: 

  • «Среднеаргунский» (Нер-Заводский район, 2016-2018 гг.);

  • «Нерчуганский» (Тунгокочинский район, 2017 г.). 

Продолжается работа по созданию новых ООПТ – региональных заказников: 

  • «Нерчинский» (Нерчинский район, 2018-2021 гг.);

  • «Калганский» (Калганский район, 2019-2021 гг.);

  • «Акшинский» (Акшинский район, 2019-2021 гг.);

  • «Ненюгинский» (Тунгиро-Олёкминский район, 2020-2021 гг.).

Результаты научных исследований были представлены на научно-практических конференциях и семинарах различного уровня, проходивших в разных городах (г. Москва, г. Томск, г. Чита и др.):

  • Международных научно-практических конференциях «Человек и его ценности в современном мире 人及其在现代世界中的价值观 = ХҮН БА ТҮҮНИЙ ХЭРЭГЦЭЭ ОРЧИН ҮӨДЭХ» (г. Чита, ЗабГУ, 2016-2020 гг.);

  • Международной научно-практической конференции «Шелковый путь. Транссиб. Маршруты сопряжения: экономика, экология» (г. Чита, ИПРЭК СО РАН, 2017);

  • VI Всероссийской конференции по экологическому образованию (г. Москва, 2019 г.);

  • I Всероссийском фестивале научно-практических разработок по экологическому образованию для устойчивого развития (г. Томск, 2019 г.);

  • II Всероссийской конференции «Актуальные вопросы гуманитарных и общественных наук» (СПб, 2020 г.);

  • Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 30-летию психолого-педагогического факультета «Психолого-педагогическое образование: традиции и современность» (г. Чита, 2021 г.);

  • Международной научно-практической конференции «Образование 2030. Дорожная карта (Москва, 2021 г.) и др. 

Результаты научных исследований, проводимых членами лаборатории, широко внедряютсяв образовательный процесс образовательных организаций Забайкальского края посредством разработки новых учебных курсов, электронного образовательного Интернет-ресурса «Забайкалье великолепно», учебных пособий и методических рекомендаций.

Публикации: Результаты исследований отражены в ряде публикаций (монографии, учебные пособия), а также широко представлены в научных статьях в рецензируемых изданиях ВАК (журналы: «Биология в школе», «География в школе», «Экология и жизнь», «Гуманитарный вектор», «Учёные записки ЗабГУ», «Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского» и др.), журналах базы Scopus, Web of Science и др.

Дата составления информации: 03.02.2022