Научно-исследовательская лаборатория по культурной антропологии
Научно-исследовательская лаборатория по культурной антропологии была создана в 2008 г. с целью научного и научно-методологического обеспечения образовательного процесса факультета художественного образования ЗабГГПУ, ныне факультета культуры и искусства ЗабГУ.
НИЛ работает под руководством Гомбоевой Маргариты Ивановны.
По проблемам лаборатории защищены 21 кандидатская и три докторские диссертации.
Основные направления деятельности сотрудников лаборатории:
Гомбоева М. И.:
Научно-исследовательская деятельность осуществляется по проблемам конвертации культурного наследия ремесленничества в креативные индустрии. Темы НИР зарегистрированы в реестре НИОКР вуза. Художественное образование в развитии культурных индустрий (Рег. № НИОКТР АААА-А17-117061360122-8 от 13.06.2017 г.; приказ № 254-ЛА от 22.05.2017). Художественное образование в развитии культурных индустрий (Приказ № 332 от 05.11.2013 г., актуализирован приказом ректора вуза за № 254-ЛА от 22.05.2017). Кроме этого область научных интересов в последние три года сосредоточена на теоретических и прикладных аспектах проблематики социокультурного проектирования художественных мастерских, арт-локаций, выставочных пространств.
Руководитель медиагранта РГО «Промыслы и ремесла Восточной Сибири» - 2018 год.
Руководитель гранта Президентского фонда: Конвертация культурного наследия ремесленничества в креативные индустрии. Креативная деревня Даши Намдакова. 2021 г.
Основные результаты исследований:
выявлены и описаны традиционные ремесла Восточной Сибири, ставшие основой креативных индустрий региона, конкурентоспособные на современном рынке арт-индустрии;
выявлены стилеобразующие парадигмы в трансформации звериного стиля в творчестве Ж. Баясхаланова и Д. Намдакова;
описано влияние профессионального и образовательного бэкграунда современных художников, работающих с традиционным ремесленным наследием, на понимание концептуализации современного искусства и характер профессиональных институций для вхождения в профессиональные сообщества креативных индустрий;
осуществлена репрезентация сравнительной рефлексии творчества вышеназванных российских художников китайскими исследователями и художниками, в контексте осмысления ими проблемы развития экономики креативных индустрий;
разработаны концептуальные, теоретико-смысловые основы социокультурного проектирования Лэнд арт парка «Тужи» в Забайкальском крае.
Основные публикации:
Проект Лэнд арт парк «Тужи Д. Намдакова» как якорный проект по развитию культурных индустрий и арт локаций Забайкальского края // Всероссийская конференция по развитию сельского туризма. Развитие сельского туризма как инструмента развития сельских территорий. Улан-Удэ. 19 сентября 2021 год. Ссылка: https://yotu.be/kKry1ZS468o.
Репрезентация культурного кода (кода культуры) в искусстве Дальнего Востока РФ на примере Забайкальского края // Международная научно-практическая конференция Российское Дальневосточное искусство и мир» Владивосток. ДВГТУ. Издательство ДВГУ с. 54-62.
Российский культурологический конгресс 8-10 ноября 2021 года. Санкт-Петербург. Репрезентация кода культуры в искусстве Дальнего Востока РФ на примере творчества гениев места Забайкальского края. Секция культурные индустрии // V Российский культурологический конгресс 8-10 ноября 2021 года. Санкт-Петербург. Видеозапись конференции: https://oblako.givc.ru/s/RtM6wEgWNQ8CJmg.
Конвертация культурного наследия традиционных ремёсел Сибири в креативные индустрии на примере художественной мастерской Д. Намдакова. Международной научно-практической конференции. Чита, 2020. Культурные институции и медиации художественной жизни: творчество художника в социальных координатах.
Ляшенко Е. С.:
Занимается теорией и практикой современного искусства и дизайна, электронной культуры, вопросами истории и современности регионального изобразительного искусства.
Доказана возможность экстраполяции искусствоведческого анализа художественного произведения при интерпретации современных текстов интернет-культуры. Разработана структурно-семантическая схема анализа веб-сайтов, включающая три уровня, на которых выявляются особенности веб-цветов и элементов страницы, характеристики визуальной структуры сайта, культурные смыслы электронных образов. Описаны характеристики интернет-культуры как семиотической системы. В контексте формообразующей роли веб-дизайна исследованы схемы современной культурной коммуникации Интернета. На примере креолизованных текстов Рунета выявлены и описаны основные особенности взаимодействия в веб-сайте знаковых систем.
Полученные результаты отражены в ряде публикаций, в т.ч. 4 из перечня ВАК, кроме того, монографиях, учебных пособиях.
Систематизирован ряд вопросов истории регионального изобразительного искусства, в результате опубликовано учебное пособие «Забайкаловедение. Искусство».
Выполняется руководство студенческим научно-творческим объединением «Креатив», осуществляется руководство студенческими научно-творческими проектами в сфере современного искусства.
Основные публикации:
Семиотический аспект интернет-культуры // Гуманитарный вектор № 2 (26). Чита: Изд-во Забайкал. гос. гум.-пед. ун-та, 2011. С. 99-105.
Теоретические подходы к изучению веб-дизайна как языка интернет-культуры // Гуманитарный вектор № 3 (31). Чита: Изд-во Забайкал. гос. гум.-пед. ун-та, 2012. С. 117-126.
Соотношение глобального и национального в российском веб-дизайне // Учёные записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского № 4 (51). Чита: Изд-во Забайкал. гос. ун-та, 2013. С. 238-245.
Современная художественная культура России: новизна визуализации // Учёные записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского № 4 (51). Чита: Изд-во Забайкал. гос. ун-та, 2013. С. 252-258 (в соавторстве).
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Веб-дизайн». / Забайкал. гос. ун-т; изд. 2-е, перераб и доп. Сост. Е. С. Ляшенко. Чита: Изд-во Забайкал. гос. ун-та, 2013. 51 с.
Малые архитектурные формы в историко-культурном облике города Читы. Городской сад // A maximus ad minima. Малые формы в историческом ландшафте. Сборник статей по материалам научно-практической конференции. Сер. «Проблемы сохранения культурного наследия. XXI век». 2017. Издательство: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный музей-заповедник «Петергоф» (Санкт-Петербург). С. 280-284.
Аксиология символов в картинах художника И. В. Бухоголовой С. 63-73. Художественное образование: интердисциплинарная социокультурная среда, трансляция художественных ценностей: материалы IX Международной научно-практической конференции / Забайкальский государственный университет. ‒ Чита: ЗабГУ, 2021.
О трансформациях в композиции открытки: от печатной к цифровой. Дизайн, мода, культурные индустрии: материалы VI междунар. науч.-практ. конф. / Забайкал. Гос. Ун-т; Чита: ЗабГУ, 2019.С.14-28.
К вопросу о тенденциях в забайкальской живописи середины XX века // Культурные институции и медиации художественной жизни: творчество художника в социальных координатах: материалы VIII международной научно-практической конференции / Забайкал. Гос. Ун-т; ‒ Чита: ЗабГУ, 2020. С. 29-37.
К вопросу об истоках изобразительного искусства Забайкалья. Искусство Забайкалья. // Е. С. Ляшенко, С. М. Павлуцкий // Содержание и педагогические технологии образовательной сферы «Искусство»: материалы VII междунар. науч.-практ. конф. / Забайкал. Гос. Ун-т; ‒ Чита: ЗабГУ, 2020.
Современное искусство: персонализация и концепты: Хрестоматия / В. А. Иванова, Б. В. Дашидоржиева, А. Н. Тараненко, Е. С. Ляшенко, Ю. В. Иванова – Чита: ЗабГУ, 2020. – 256 с.
Современные художественные технологии // Ляшенко Е. С., Иванова Ю. В., Ешиев З. Р. Забайкал. гос. ун-т. – Чита: ЗабГУ Издательство ЗабГУ. Учебное пособие (в печати).
«Забайкаловедение. Искусство Забайкальского края. Архитектура. Скульптура. Живопись. Графика: учебное пособие для 8 класса общеобразовательных организаций. Региональный компонент» (авт. Е. С. Ляшенко, Е. П. Чанчикова, Э. К. Деринг, С. М. Павлуцкий, Ю. В. Иванова, А. В. Бекишева, Д. В. Сергеев, Н. Ц. Шойдокова, Н. И. Спандерашвили). – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2020. – 96 с.: ил.
Современная художественная культура России: новизна визуализации в контексте глобализационных трансформаций / монография. Ю. Д. Багаув, А. В. Бекишева, М. Ю. Кузьмина, Е. С. Ляшенко; Забайкал. гос. ун-т. – Чита: ЗабГУ, 2015. – 220 с.
Сергеев Д. В.:
Осуществляет научное исследование в области культурной семантики и социальной семиотики. Основной фокус исследовательского анализа сосредоточен на социальных функциях культурного смысла, роли личности в его функционировании и развитии. Разработана концепция прагмасемантического поведения, призванная объяснить социальные основания трансформации культурного смысла и функционирования культурных текстов в обществах разного типа.
В настоящее время на базе факультета образования и Центра исследования детской литературы Кембриджского университета реализуется проект, посвящённый сравнительному анализу становления современного культурного кода одинокого материнства в Великобритании и России. В рамках проекта проведена реконструкция культурного кода одинокого материнства Советской и современной России. В дальнейшем исследование сосредоточено на выявлении вербальных и визуальных средств в конструировании образа одинокого материнства в книжках-картинках, юношеской и публицистической литературе на русском и английском языках.
Научные исследования Д. В. Сергеева получили финансовую поддержку в рамках ФЦП и международных фондов, в том числе Программы Фулбрайт (Fulbright Faculty Development Program, Illinois State University, 2018-2019) и программы индивидуальных грантов имени Марии Склодовской-Кюри Европейской Комиссии (Marie Sklodowska-Curie Individual Fellowship, University of Cambridge, 2021-2023).
Полученные научные результаты были представлены в ведущих научных журналах страны («Вопросы философии», «Социологические исследования», «Мир России», «Детские чтения»). По результатам исследований издано (переиздано) 2 монографии издательства «Наука», 4 публикации изданы в журналах, входящих в системы Web of Science и Scopus.
Основные публикации:
Культурно-семантические стратегии преодоления культурного кризиса в общественном сознании // Вопросы философии. 2011. № 10. С. 28-36.
Социально-культурная ситуация в России начала XXI в.: рецидивная культура, архаизация, изобретенная архаика // Мир России. 2012. Т. 21. № 3. С. 100-118.
Микросоциология текста: факторы прагмасемантического поведения // Социологические исследования. 2016. № 7. С. 92-100.
Что мы читаем? К определению детской книжки-картинки // Детские чтения. 2019. Т. 16. № 2. С. 400-415.
Социологизация гуманитарных исследований: поиск определения детской книжки-картинки // Социологические исследования. 2020. № 2. С. 96-104.
Трубицын Д. В.:
Осуществляет работы в области методологии исследования модернизации и других крупномасштабных исторических процессов, роли культуры в процессе модернизации, проблемы модернизации российского общества, методологических проблем междисциплинарных исследований и общих вопросов социального познания.
Разработана методология исследования долговременных исторических процессов, создана авторская концепция модернизации, выявлены закономерности влияния природных условий и обеспеченности ресурсами на процесс модернизации, введено в научный оборот понятие «вялотекущая модернизация», описаны её признаки. Применение авторских подходов к анализу исторической динамики России и других незападных стран дало возможность высказать ряд оригинальных положений о характере, проблемах и перспективах модернизации российского общества, о роли культуры в процессе модернизации.
Полученные результаты позволили участвовать в дискуссии по важнейшим проблемам социального познания, россиеведения и востоковедения на страницах ведущих научных журналов страны («Вопросы философии», «Вопросы экономики», «Социологические исследования», «Политические исследования», «Мировая экономика и международные отношения», «Философские науки»). По результатам исследований издано (переиздано) 3 монографии издательства «Наука», 13 публикаций входят в системы Web of Science и Scopus.
Основные публикации:
Культурный детерминизм в проблеме модернизации: социально-философский анализ // Вопросы философии. 2009. № 8. С. 39-55.
Онтологический статус культуры и её роль в процессе модернизации // Философские науки. 2010. № 11. С. 36-52.
«Модернизация» и «негативная мобилизация»: конструкты и сущность // СОЦИС. 2010. № 5. С. 3-13.
«Мегатенденции мирового развития» или «модернизация»: методологическая дилемма // ПОЛИС. 2010. № 6. С. 76-89.
Индустриализм как технолого-экономический детерминизм в концепции модернизации: критический анализ // Вопросы философии. 2012. № 3. С. 59-71.
О макросоциологических основаниях стратегии России в XXI веке // СОЦИС. 2012. № 8. С. 147-156.
Ресурсные и территориальные факторы модернизации: на примере арабских стран Северной Африки // Мировая экономика и международные отношения. 2014. № 4. С. 45-55.
Ресурсные и территориальные факторы модернизации восточных обществ: сравнительно-исторический анализ // СОЦИС. 2014. № 6. С. 21-32.
Социологические ключи к секретам ресурсного проклятия // СОЦИС. 2016. № 5. С. 3-12.
Философская рефлексия в социальном и социологическом познании: к методологии исследования модернизации // Философские науки. 2016. № 10. С. 116-129.
Законы эволюции природы и общества в процессе модернизации // Философские науки. 2017. № 11. С. 40-58.
Макроистория: критика социологии большой длительности // СОЦИС. 2018. № 2. С. 35-44.
Россия «договорная» и Россия «холопская»: опыт социологизации исторической концепции // СОЦИС. 2019. № 6. С. 97-107.
Культура имеет значение? Критика российской веберианы в проблеме модернизации // СОЦИС. 2020. № 6. С. 16-27.
Постижение России и мира: об одном несостоявшемся социологическом исследовании // СОЦИС. 2020. № 7. С. 166-172.
Институты, индивиды и отношения в процессе модернизации // Вопросы экономики. 2020. № 12. С. 125-140.
Дата обновления информации: 18.02.2022