ШРИФТ
Цвет
Изображение
НАСТРОЙКИ
Звук
ОБЫЧНАЯ ВЕРСИЯ

Забайкальский Государственный Университет

Абитуриенту Студенту Аспиранту Новости
Меню
Цвет шрифта и фона
ЦВЕТ КНОПОК И ССЫЛОК
РАССТОЯНИЕ МЕЖДУ СТРОК
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ШРИФТ

Научно-исследовательская лаборатория по проблемам высшей школы

Руководитель – Лидия Александровна Бордонская, доктор педагогических наук, профессор.

Лаборатория, объединившая представителей разных факультетов Читинского государственного педагогического института им. Н. Г. Чернышевского, создана в 1996 г. приказом ректора В. П. Горлачёва (приказ № 439 от 30 мая 1996 г.) на базе ВНИКа (Временного научно-исследовательского коллектива), разрабатывавшего документы по концепции многоуровневого профессионального образования в вузе и программу перехода вуза на многоуровневое профессиональное образование.

Научно-педагогические исследования ведутся лабораторией в области педагогики, теории и методики обучения в школе и вузе, теории и методики профессионального образования (13.00.01; 13.00.02; 13.00.08).

Деятельность лаборатории ориентирована на прогнозирование, исследование, проектирование содержательной и процессуально-технологической сторон образования с учётом специфики социокультурной среды Забайкалья.

Основные направления деятельности лаборатории:

  • изучение состояния и анализ проблем высшего педагогического образования;

  • сопровождение профессионального роста студентов (уровень бакалавриата и магистратуры), педагогов Забайкальского края (включая молодого педагога);

  • естественнонаучное и экологическое образование в вузе и школе;

  • общекультурная составляющая науки и её отражение в содержании образования;

  • обобщение опыта инновационной деятельности и освоение механизмов её реализации в различных образовательных учреждениях;

  • научно-методическое обеспечение образовательного процесса;

  • исследование процесса интеграции как фактора профессионального роста в условиях открытого образовательного пространства;

  • диверсификация форм обучения: офлайн и онлайн интегрированные образовательные события.

В состав членов лаборатории входят представители разных факультетов. В последние годы в работе над научными проблемами, разрабатываемыми лабораторией, участвовали преподаватели и сотрудники разных кафедр университета – кафедры физики; кафедры педагогики; кафедры математики и информатики; кафедры географии, безопасности жизнедеятельности и технологий: Л. А. Бордонская, Е. А. Игумнова, С. Е. Старостина, К. Г. Эрдынеева, С. С. Серебрякова, Т. В. Лучкина, И. В. Ладыгина, Л. Ф. Климова, Г. И. Голобокова, Л. Я. Калашникова и др.

В научных исследованиях принимали участие аспиранты, магистранты и студенты бакалавриата (М. А. Садыкова, И. Ю. Сорока, А. А. Биксалеев, В. В. Воронова, Т. В. Зайцева, И. В. Радецкая, Н. С. Фоминцева и др.).

В 2018 г. М. А. Садыкова под научным руководством Л. А. Бордонской защитила кандидатскую диссертацию по специальности 13.00.02 «Проекты историко-биографического содержания как средство достижения учащимися образовательных результатов при обучении физике» в Диссертационном совете Д 212.154.05 при МПГУ.

В период 2010-2015 гг. коллективом лаборатории получены научные результаты, которые стали базисом для дальнейших научных исследований с учётом ключевых характеристик современного общества, таких как: общество знаний и доступности информации, цифровизации образования, мобильности, многозадачности и многоаспектности в профессиональной деятельности, демократии и расширения возможностей для роста человеческого потенциала как главного ресурса позитивных социальных изменений.

Научными предпосылками проводимых исследований в 2016-2020 гг. стали предыдущие научные результаты деятельности лаборатории:

  • разработана концепция общекультурного содержания естественнонаучных дисциплин;

  • дано концептуальное обоснование и разработана методическая система обучения студентов естествознанию (курсы «Концепции современного естествознания», «Единая картина мира», которые прошли экспериментальную проверку);

  • разработаны концепция и модель методической системы экологического образования в региональном образовательном пространстве с учётом социоприродного окружения образовательного учреждения и созданы варианты дидактических материалов;

  • проведена работа по обоснованию и разработке современных образовательных технологий интегрированного характера, среди которых технология мини-лабораторий, технология учебных вопросов, технология социального взаимодействия в процессе организации общественных акций, технология эколого-психологического тренинга и др.;

  • разработан ряд учебных пособий для студентов, отражающих различные инновационные аспекты в разнообразных предметных областях (на примере физики, экологии, биологии, естествознания, социальных и психолого-педагогических наук).

Грантовые исследования, проводимые лабораторией:

  • НИР по проекту: «Дидактический инструментарий в условиях открытого образовательного пространства» (Грант № 205-Гр, 2016 г.);

  • НИР по проекту: «Интеграция в открытом образовательном пространстве как фактор профессионального роста субъектов образования» (Грант № 270-Гр, 2019 г.).

Основные научные и научно-практические результаты научно-исследовательской работы за 2016-2021 гг.:

  • выявлены общемировые тенденции развития образования в контексте проблемы интеграции;

  • обоснованы теоретические основы (подходы, принципы, содержание и образовательные технологии) процесса интеграции, обеспечивающие профессиональный рост реализации на основе компетентностного и контекстного подходов;

  • проведён сравнительно-сопоставительный анализ российского и зарубежного опыта разработки современного дидактического инструментария;

  • разработаны модели и введены в образовательный процесс вуза варианты их реализации в условиях открытого образовательного пространства: 

    • обобщённая модель педагогической интеграции в образовательном процессе вуза при подготовке будущих педагогов;

    • модель содержания и процессуальных аспектов интеграции в образовательном процессе вуза при подготовке;

    • модель дидактического инструментария, содействующего становлению обучающегося как активного субъекта познавательной деятельности в открытом образовательном пространстве;

    • модель технологической карты проектирования образовательных квестов;

    • модель интегрированных образовательных событий. 

  • теоретически обосновано и экспериментально проверено применение современного дидактического инструментария и образовательных технологий интегрированного характера в подготовке будущих педагогов, среди которых проекты, образовательные квесты, мини-лаборатории и др.;

  • внедрена инструментальная поддержка реализации современных образовательных технологий (уровень школы и вуза), обеспечивающих условия для активной познавательной деятельности обучающихся и реализации индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) в условиях открытого образовательного пространства. 

Результаты научных исследований отражены в публикациях членов коллектива, они были представлены на научно-практических конференциях и семинарах различного уровня, проходивших в разных городах (г. Москва, г. Санкт-Петербург, г. Чита и др.):

  • Международных научно-методических конференциях «Физико-математическое и технологическое образование: проблемы и перспективы развития» (г. Москва, 2016-2020 гг.);

  • ХV Международной конференции «Физика в системе современного образования (ФССО-2019)» (г. Санкт-Петербург, 2019 г.);

  • Международных научно-практических конференциях «Человек и его ценности в современном мире 人及其在现代世界中的价值观 = ХҮН БА ТҮҮНИЙ ХЭРЭГЦЭЭ ОРЧИН ҮӨДЭХ» (г. Чита, Забайкальский государственный университет, 2016-2020 гг.) и др. 

Результаты научных исследований, проводимых членами лаборатории, широко внедряются в образовательный процесс вуза и школы: читаются новые курсы, изданы учебные пособия, среди которых: 

  • учебное пособиеИгумновой Е. А., Радецкой И. В. «Квест-технология в образовании» (Чита: Забайкал. гос. ун-т, 2016. 164 с.) стало Лауреатом Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2016 г. Фонда развития отечественного образования;

  • учебное пособие Л. А. Бордонской «Культура, наука, искусство в задачах по физике» (Чита: Забайкал. гос. ун-т, 2017), которая поощрена Грамотой в номинации «Лучшее учебное издание по естественным наукам» VIII Общероссийского конкурса изданий для вузов «Университетская книга – 2018»);

  • Бордонская Л. А., Замошникова Н. Н., Ладыгина И. В., Минькович Т. В. Подготовка графических объектов к использованию в образовательном процессе: учебное пособие. Чита: Забайкал. гос. ун-т, 2017);

  • Серебрякова С. С. Астрономия в образовательном процессе: учеб. пособие. Забайкал. гос. ун-т. Чита: ЗабГУ, 2018. 250 с.;

  • Членами лаборатории Бордонской Л. А., Игумновой Е. А., Серебряковой С. С., Филипповой Т. Г. обобщены результаты исследований за последние пять лет и в 2020 г. опубликована монография «Интеграция в открытом образовательном пространстве как фактор профессионального роста будущих педагогов» (Чита: Забайкал. ун-т, 2020). 

Членами лаборатории подготовлены и опубликованы статьи в журналахбазы «Scopus»:

  • Zaraychenko I.A., Shinkevich A.I., Shvetsov M.Y., Erdyneyeva K.G., Bordonskaya L.A., Persidskaya A.E., Rozhkova S.A., Afanasyev A.A. Innovation networks modeling within the concept of open innovation |International Journal of Economics and Financial Issues. 2016. Т. 6. № 1. С. 192-198;

  • Bordonskaya L.A., Igumnova E.A., Erdyneeva K.G., Serebryakova S.S., Sleptsova G.N. Study of the state of the integration process in the education system in an open educational space // Lecture Notes in Networks and Systems (см. в книгах). 2020. Т. 131. In: Integrating Engineering Education and Humanities for Global Intercultural Perspectives. IEEHGIP 2020. Pages 871-882. Springer, Cham.

Члены лаборатории активно публикуются в рейтинговых научных журналах: «Физика в школе», «Биология в школе», «Школа будущего», «Учёные записки ЗабГУ» и др.

Приведём некоторые статьи из журналов ВАК:

  • Бордонская Л. А. Учебное пособие «История физики в контексте культуры: люди науки» // История науки и техники. 2016. № 2.

  • Бордонская Л. А., Серебрякова С. С. История науки в контексте культуры в профессиональной подготовке магистрантов физического образования // История науки и техники. № 4. 2016.

  • Бордонская Л. А., Серебрякова С. С. Юбилеи электродинамики 2015 года – Международного года света и световых технологий // Физика в школе. 2016. № 1.

  • Бордонская Л.А., Серебрякова С. С. История науки в контексте культуры в профессиональной подготовке магистрантов физического образования // История науки и техники. 2016. № 4.

  • Бордонская Л. А., Игумнова Е. А., Ладыгина И. В. Ценностные аспекты овладения будущими учителями современными информационными технологиями // Учёные записки Забайкальского государственного университета. Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения. 2017. Т. 12, № 6.

  • Бордонская Л. А. Задачи общекультурного содержания в образовательном процессе при обучении физике // Физика в школе. 2018. № 1.

  • Бордонская Л. А., Игумнова Е. А. Интеграция в открытом образовательном пространстве как фактор профессионального роста будущих педагогов XXI века // Учёные записки Забайкальского государственного университета. 2019. Т. 14. № 5.

  • Бордонская Л. А. Игумнова Е. А., Серебрякова С. С. Организационно-содержательные аспекты научного шоу «Мир цвета и цвет в мире» // Школа будущего. 2019. № 5.

  • Бордонская Л. А., Игумнова Е. А., Корсун О. В. Научное шоу как вариант современной формы обучения во внеурочной деятельности // Биология в школе. 2020. № 5.

  • Игумнова Е. А. Преемственность в развитии созидательной активности младших школьников и подростков в деятельности детского объединения «Лесная страна» // Педагогический имидж. 2017. № 2 (35).

  • Сорока И. Ю. Философские и психолого-педагогические аспекты формирования созидательной активности подростков // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 6. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=29497.

Члены лаборатории являются активными популяризаторами научных знаний среди педагогов, молодёжи и детей г. Читы и Забайкальского края. Ежегодно организуют региональные образовательные интегрированные события в различных форматах (офлайн и онлайн: научное шоу, научная встреча, фестиваль и др.) в рамках Фестиваля науки NAUKA 0+ в Забайкальском крае:

  • «Мир цвета и цвет в мире» (2017 г.);

  • «“Менделеевские встречи”: Наука. Искусство. Жизнь» (2018 г.);

  • «Наука, культура, искусство: решаем задачи» (2019 г.);

  • «Создай атмосферу» (онлайн-формат) (2020 г.);

  • «Диверсификация форм обучения: онлайн и офлайн образовательные интегрированные события» (2021 г.).

Лаборатория сотрудничает с ведущими вузами страны и образовательными организациями различного уровня: Московским педагогическим университетом, Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена, Бурятским государственным университетом им. Доржи Банзарова и др., Институтом развития образования Забайкальского края, образовательными организациями общего и среднего профессионального образования г. Читы и нашего региона.